http://samlib.ru/k/kuc_oleg_jurxewich/konskaja_torgovlja_na_donu.shtml
О. Ю. Куц ТОРГОВЛЯ ЛОШАДЬМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ "ДОНСКОЙ ТОРГОВЛИ"
(по материалам второй четверти XVII в.)
Одним из основополагающих моментов во взаимоотношениях Москвы и
Дона в XVII в. была т. н. «донская торговля» -- торговые связи донских казаков
с населением южных городов Русского государства. Важнейшей составной
частью данного явления была торговля лошадьми (конская торговля), так как
отгон лошадей у кочевников представлял собой основную цель казачьих
военных походов «на степь».
Одним из наиболее информативных источников по «донской торговле» XVII
в. являются материалы сыска о поездках жителей южнорусских городов на
Дон, проведенного в этих городах в 1628 г. В ходе сыска требовалось
фиксировать не только данные о торговых сделках с казаками людей,
попавших (С. 95) под следствие[1], но и отмечать реализацию в пределах
Русского государства товаров, приобретенных на Дону. Особенно часто в
материалах следствия упоминаются лошади, которые в наказе проводившим
сыск, фигурируют и как предмет торговых сделок, и как потенциальная
военная добыча, которую южнорусские торговые люди могли приобрести
через участие в казачьих военных предприятиях. Следует отметить
упоминание в данном наказе также торговли хлебом, поскольку, как увидим
далее, именно «хлебные запасы» (мука, сухари, различные крупы) чаще всего
выменивались на лошадей.
Всего в деле в связи с поездками к казакам упоминается более 370 жителей
15 южнорусских городов. Из них было допрошено 189 человек (из Курска,
Белгорода, Ельца, Воронежа, Тулы, Калуги, Белева, Ряжска,
Зарайска (С. 100) и Скопина). «Расспросные речи» имеются только по 92
таким допросам: сыщик И. Тургенев, вопреки наказу, отослал в Разряд лишь
обобщенную сводку допросов, а не индивидуальные «расспросные речи».
Таким образом, полные записи показаний подследственных имеются лишь
по Курску, Белгороду и ряду более северных городов[21]. В целом можно
констатировать отрывочность сведений о торговле жителей южнорусских
городов на Дону, зафиксированных в материалах следствия 1628 г.[22]
Однако и собранная в ходе сыска информация дает нам уникальные
свидетельства о таком явлении, как «донская торговля» в целом, и о торговых
сделках с лошадьми как одной из важнейших составляющих этой
торговли[23].
Большинство подследственных, согласно их расспросам, ездили в казачьи
городки на короткое время: от нескольких дней и недель до двух-трех
месяцев, как правило, с товарами (чаще всего это были «хлебные запасы»),
или же в гребцах по найму. При этом их пребывание на Дону ограничилось
либо торговыми сделками с казаками, либо заработками в казачьих городках
своим «мастерством» (сапожное, портняжное, кузнечное, ювелирное,
пекарное дело) с аналогичным коммерческим итогом. Часто, купив на
вырученные деньги лошадей, они возвращались через степь обратно в
города «станицами» (т. е. отрядами), насчитывавшими нередко по 50−100
человек[24]. Так, Воинко Татаринов, «серебреной мастер» 25, прожил у
казаков два месяца, привез на Дон ржаной и пшеничной муки «кулей с 10, да
с ним же была серебреная снасть". На вырученные деньги он купил две
лошади -- жеребца 5 лет и коня (соответственно за 2 и 5 руб.). При этом коня
купил у него в Курске стрелецкий голова И. Ергонский за 3,5 руб. (возможно,
путем вымогательства за поездку). Курский монастырский крестьянин
Данилко Портной Мастер пробыл на Дону также два месяца, «хлебного
запаса" возил только 3 куля для себя, заработал 5 руб., на которые у казаков
купил 2 лошади -- коня 10 лет и кобылу 8 лет (соответственно за 3 и 2 руб.);
коня продал в Курске стрельцу за 7,5 руб. Гулящий человек Петрушка
Докукин также прожил на Дону два месяца, куда съехал по найму в гребцах,
после этого косил у казаков сено по найму же, заработал 3 руб.; на
вырученные деньги купил коня 4 лет и кобылу (обоих по 2 руб.).
Первушка Рыжий привез на Дон 2 четверти «хлебного запаса», на который
выменял кобылу 3 лет и жеребца 4 лет; жеребца продал затем курскому
осадному голове Г. Юшкову, кобылу -- курскому помещичьему крестьянину
(соответственно за 2 и 2,5 руб.).
Средняя стоимость обычной лошади на Дону, согласно материалам сыскного
дела 1628 г., составляла 1 руб. Цена же хорошего скакового коня как в области казачьих городков, так и «на Руси» была, как правило, значительно
выше. Это прослеживается, в частности, по челобитным, подававшимся в
Посольском приказе донскими станичниками и русскими гонцами по поводу
компенсации стоимости лошадей, потерянных ими в ходе поездок через
донецкую степь из Валуек на Дон и с Дона в Валуйки. Так, в 1636 г. казаки
атамана Полуекта Савельева, сообщая в челобитной о потере ими в ходе
движения зимой через донецкую степь 12 коней, писали, что таковых они
покупали на Дону «дорогой ценой: конь в шестнадцать, и в тринадцать, и
последней (по стоимости. -- О. К.) в десеть рублев"[41]. В других документах
упоминаются цифры примерно того же порядка. Например, съезжавшие в
1638 г. речным путем в казачий Азов «для проведыванья вестей»
воронежские сын боярский С. Пареной и поместный атаман И. Арефьев
купили в Воронеже, заняв деньги в рост, четыре коня по 10 и 12 руб., из
которых «на степи от скорые гоньбы» два пало 42. В то же время цена
лошадей, потерянных русскими гонцами по пути через донецкую степь,
колеблется от 6 до 18 руб. (как правило, в зависимости от социального
статуса гонца), в среднем составляя примерно 10 руб. за голову 43
Интересно, что казачьим станичникам из числа приезжавших в Москву с
войсковыми отписками, при посылке их «наскоро» обратно на Дон с
государевыми грамотами через донецкую степь, для покупки лошадей
выдавалось по 15 руб. человеку[44].
Таким образом, цены на лошадей, которые представлены в сыскном деле
1628 г., отражают прежде всего повседневные реалии конской торговли на
Дону, практически не учитывая ее элитной составляющей. Материалы
следствия дают основания сделать бесспорный вывод о широком размахе
торговли лошадьми между казачьими городками и югом России. Конская
торговля составляла одну из важнейших граней «донской торговли»,
особенно принимая во внимание то обстоятельство, что лошади для
продажи «на Руси» выгонялись с Дона также и самими казаками.
Королев В. Н. Загадка Кирилла Петрова // Донской временник. Год 2005-й /
Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 153−155.
URL: donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/4/art.aspx?art_id=580
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й Персоналии В. Н. Королёв
ЗАГАДКА КИРИЛЛА ПЕТРОВА
В последних числах ноября 1660 года в Черкасске случилось
редчайшее, а может быть, даже и беспримерное для Дона XVII
века событие: покончил жизнь самоубийством видный казачий
судостроитель Кирилл Петрович Петров.
С середины XVI столетия войско Донское вело ожесточённую
морскую войну с Османской империей и её вассалом
Крымским ханством. Разгар войны пришёлся на XVII в. и был
характерен непрерывными нападениями донцов на вражеские
порты и торгово-ремесленные центры Азовского моря и
Керченского пролива, Крыма, черноморского побережья
Кавказа, Анатолии и Румелии. В 1610—1650-х гг. казаки
действовали у Босфора и на Босфоре, атаковали Стамбул,
выходили в Мраморное море и пролив Дарданеллы.
Донские судостроители обеспечивали казачьих мореходов
особыми морскими кораблями ― стругами. В литературе
встречается утверждение, что казаки отважно пускались в
моря на «утлых судёнышках».
Согласно наблюдениям адмирала К. И. Крюйса, донской
морской струг был длиной «от 50 до 70 и более футов» и
шириной «от 18 до 20 футов». К сожалению, неизвестно,
какие именно из тогдашних футов имел в виду адмирал ―
рейнские, английские, парижские или амстердамские, и
наибольшая длина струга определяется соответственно в 20,7
или 21,3 м, или в 22,75 м, или в 23,2 м, причём с возможным
превышением максимума в каждом случае.
Для сравнения скажу, что знаменитые каравеллы Христофора
Колумба, на которых он пересёк Атлантический океан и
открыл Америку, были длиной около 23 м (флагманская
«Санта-Мария»), 20 м («Пинта») и 18 м («Нинья»).
Читать далее на http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/4/art.aspx?art_id=580
В начале ХVII столетия Русское государство испытало страшные потрясения,
связанные с польско-шведским вторжением, движением самозванцев и
вошедшим в историю государства под названием Смутного времени, в
событиях которого активное участие приняли донские казаки.
…С начала ХVII века на Дону атаманствовал Андрей Тихонович
КОРЕЛА, которого один из ведущих историков Смуты Р.Г.Скрынников
назвал «выдающимся предводителем повстанцев». (Скрынников Р.Г.
Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале ХУП века.
Л., 1985 С.322) «С виду это был невзрачный человек, весь в рубцах, - писал о
нем знаменитый историк Н.И.Костомаров (1817-1885), - родом он, говорят,
был из Курляндии, наверное из Корелы, поступил в казачество, как
поступали туда бродяги из разных краев русского мира, и на Дону уже
прославился своею храбростью и смелостью». (Костомаров Н. История Руси
Великой. Т.7. М., 2004 С. 129). Атаманом его избрали в 1600 году.
Когда с западных границ государства, из польских земель, на Дон пришли
вести, что в тамошних краях объявился сын покойного государя Ивана
Васильевича, и что он собирается идти на Москву добывать отцовский
престол, казаки решили послать в Польшу легковую станицу для проверки
этих вестей. Много претерпевшие от годуновского правления казаки решили
поддержать царевича… Но сын ли это Грозного Ивана? Истину должен был
выяснить атаман Андрей Корела, волей казачьего Круга поставленный во
главе посольства. (Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска
Донского. // "Дон". № 8 1988 С. 128).
«Прибыв в Краков, где воевода сандомирский представлял самозванца
сейму,- отмечал историк Василий Сухоруков, – Корела прежде всего
старался разведать, не ложно ли кто-нибудь называет себя царевичем. Но,
видя от всех польских вельмож и от самого короля Сигизмунда отличный
прием и царские почести, оказываемые Отрепьеву, и сам признал его
истинным сыном русского царя,… именем всех своих собратьев бил ему
челом, как законному государю, представил дары и обнадеживал в верности
и преданности всех казаков». Так излагает этот момент историк Сухоруков.
Читать далее на https://zen.yandex.ru/media/id/61cda756d94eb96730925c90/donskie-atamany-
КИРИЛЛ МАТВЕЕВИЧ ЧЮРНОСОВ
Из истории донского казачества - 17 век
"В 1688 г. в Москве был казнен один из виднейших
донских атаманов своего времени, военачальник,
мореход и политик Кирилл Чюрносов."
Согласно показаниям казака Меркулы Васильева, он
относился к тем деятелям, которые были «на Дону знатные
люди и бывали в войсковых атаманах». Правда,
подтверждений его пребывания на посту войскового атамана в
известных источниках не имеется, но, может быть, находка
таких сведений еще впереди или, возможно, речь шла о
должности наказного атамана. Академик В. Г. Дружинин
характеризовал Чюрносова как «весьма уважаемого
казаками» и «одного из выдающихся старшин».
Кирилл Матвеевич родился в 1630-х гг. и являлся донским
казаком во втором поколении. Он был сыном воронежского
жителя, сотника «новоприборных донских казаков... которые
остались в Войске Донском... служить» в 1646 г. Написание
этой фамилии тогда еще не устоялось, имело разные формы, и
источники именуют отца также Чюрмасовым, а сына
Чюнкосовым. Последний нередко значится Матвеевым, а в
литературе часто обозначается как Чурносов. Кроме того, и
имя атамана можно встретить в разных написаниях: Кирил,
Кирило, часто Кирей и иногда Кир.
Задатки будущего бунтаря можно угадать в раннем эпизоде
его биографии. В 1650 г. Чюрносов находился среди группы
воронежцев, которых обвиняли в притеснении и грабеже
бывшего казачьего атамана Богдана Конинского,
«испомещенного» царем в Воронежском уезде и являвшегося
местным помещиком. Впрочем, этот конфликт нельзя
рассматривать как социальный в чистом виде, поскольку в
упомянутом грабеже участвовал и один из родственников
Конинского.
Читать далее на http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/2/art.aspx?art_id=113